UA
Перевести на →
 

Налоговая проверка

Поможем решить вопрос в налоговом праве. Чтобы получить помощь адвоката, напишите имя и номер телефона и нажмите кнопку "получить консультацию".

Налоговые проверки: понятие, виды и основная характеристика

Налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля, осуществляемая контролирующим органом с целью контроля соблюдения требований налогового законодательства.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Украины контролирующие органы имеют право проводить три вида проверок: камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические.

Документальная проверка

Документальная проверка делится на несколько видов: плановая и внеплановая, выездная и невыездная.

1) Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

План-график документальных плановых проверок на текущий год обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, которые имеют риск относительно неуплаты налогов и сборов, невыполнение другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы.

О проведении документальной плановой проверки руководителем контролирующего органа принимается решение, оформляемое приказом.

Следует обратить внимание, что налогоплательщику (его представителю) не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки должны выслать копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала такой проверки.

2) Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии оснований, определенных в статье 78 Налогового кодекса Украины, в частности: получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса; начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, налогоплательщиком представлено в установленном порядке контролирующему органу отрицание акта проверки и т.д.

В зависимости от места или способа проведения документальная внеплановая проверка может быть выездной, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или местоположению объекта права собственности, в отношении которого проводится такая проверка или невыездная (проводится в помещении контролирующего органа).

Присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не обязательно.

Документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа решения о проведении и при наличии оснований для проведения документальной проверки.

Также при наличии письменного обращения налогоплательщика вместо документальной невыездной проверки может проводиться документальная выездная проверка.

Камеральная проверка

Камеральной считается проверка, проводимая в помещении контролирующего органа исключительно на основании:

  • данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика;
  • данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций);
  • данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, данных СОД РРО.

Предметом камеральной проверки также могут быть:

  1. своевременность подачи налоговых деклараций (расчетов);
  2. своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки, акцизных накладных и/или расчетов корректировки, исправления ошибок у налоговых накладных;
  3. своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства;
  4. своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах и т.п..

Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления его проведения.

Согласие налогоплательщика на проверку и наличие в камеральной проверке не обязательно.

Фактическая проверка

Фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического производства налогоплательщиком деятельности, расположение хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Обращаем внимание, что фактическая проверка осуществляется без уведомления налогоплательщика.

Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, фактически проводящим расчетные операции под расписку до начала проведения такой проверки и при наличии хотя бы б одного из таких оснований определенного в статье 82 Налогового кодекса Украины:

  • в случае когда по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и обращения подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличии патентов, лицензий и других документов;
  • в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства;
  • неподача субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций; в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и т.п..

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц предприятия или его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции.

Продолжительность проведения фактической проверки: не более 10 дней (с возможностью продления на 5 дней).
Юридическая помощь с налоговой проверкой
Для получение консультации жмите на кнопку, и заполните форму. Мы наберем в течении 5 минут.
Команда адвокатов
  • Сергей Пагер
    Управляющий адвокат
  • Алена Пагер
    Адвокат
  • Сергей Загородний
    Адвокат
  • Сергей Бондаренко
    Адвокат
  • Владислав Булай
    Адвокат
  • Светлана Попадюха
    Помощник адвоката
  • Ярослав Науменко
    Помощник адвоката
  • Наталия Головешко
    Операционный менеджер
  • Виталий Кудашев
    Менеджер по работе с клиентами
  • Власта Сыроватская
    Помощник адвоката

Как получить консультацию адвоката?

1
Заполняете форму
Для получения консультации, нужно заполнить форму введя номер телефона, чтобы Вам перезвонили.
2
Вам перезванивают
В течении 5 минут на указанный Вами номер телефона позвонит адвокат для предоставления консультации.
3
Задайте вопрос
Задавайте все вопросы которые Вас интересуют. Адвокат ответит на вопросы в разговоре.
Быстрая консультация
Мы предоставим консультацию по телефону в течении 5 минут

Пн - Пт с 9:00 до 18:00

г. Киев, ул. Кирилловская,
д. 160, корп. Б, офис 201